«ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД И КОНКУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Выступление на педагогической научно-практической конференции

«Творческий учитель – творческие дети».


Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость:

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как учебно-познавательный интерес - один из критериев эффективности педагогического процесса.

Еще B.А. Cухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Любому обществу нужны одарённые дети. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача моя как учителя – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для основы развития.

Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Сегодня осуществляется непрерывный поиск новых подходов, ориентированных, прежде всего, на развитие личности. Одними из традиционных и наиболее жизнеспособных форм педагогической работы, являются предметные олимпиады и конкурсы. В отличие от уже приевшихся тестов, целью которых является проверка усвоенных знаний, олимпиады и конкурсы способны решить обширный круг не только образовательных, но и воспитательных задач.

Олимпиада -  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.


Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. Они развивают активность и творчество во внеклассной деятельности, побуждают школьников формировать свой уникальный, особенный внутренний мир.


Мне хочется рассказать о том, как мои ученики, теперь уже практически пятиклассники участвовали в предметных олимпиадах и конкурсах.


Я не ограничиваю своих учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, интеллектуальных и предметных олимпиадах, где они могут раскрыть свои способности. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по-честному. Для обучающихся начальных классов сейчас предлагается разнообразие конкурсов. Это предметные олимпиады разного уровня: Всероссийские конкурсы «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Пегас», «Человек и Природа», «Астра», «Британский бульдог», и интеллектуальные марафоны, и дистанционные конкурсы «Инфоурок», «Росконкурс» и другие различной направленности.


Не стоит принижать значение дистанционных конкурсов и олимпиад.


Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.


Приведу один показательный пример: в моем классе есть ученица Успанова Дарина, которая во втором классе училась на четверки, да и тройки были не редкими. В олимпиадах участия не принимала, мама не видела смысла тратить деньги. В 3 классе на сайте Инфоурок появились бесплатные конкурсы. Дарина впервые приняла участие в конкурсах по русскому языку и математике. Задания выполняла в классе на ноутбуке. Первые результаты были не самыми лучшими, но с этого момента у Дарины стали проявляться математические способности. 3 класс Дарина закончила с пятеркой  по математике. В 4 классе к олимпиадам мы начали готовиться заранее: решали задания конкурса «Кенгуру» прошлых лет, тщательно прорабатывали задания по курсу «Занимательная математика». И вот итог: Дарина заняла 1 места в конкурсе «Кенгуру-2019» и по итогам 4 класса стала круглой отличницей.


Еще один ученик моего класса – Сева Морозов, который на протяжении трех лет является победителем и призером многих конкурсов и олимпиад.

Таким образом, предметные конкурсы и олимпиады – это  еще и импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, непрерывному творческому поиску. Нестандартные задания учат школьников преодолевать психологические нагрузки, свойственные работе в незнакомой обстановке, оперативно находить оптимальный выход в нестандартных ситуациях.


Важно помнить, что олимпиада, особенно для младших школьников, – это экстремальная ситуация. Непривычные условия работы, необходимость принятия самостоятельных решений, необычное содержание заданий, ограниченное время на их выполнение.


Как я готовлю учащихся к олимпиадам? Поиск одарённых личностей  - это постоянный процесс, осуществляемый как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Можно сказать, что развитие познавательных и творческих способностей детей – это и есть процесс подготовки к олимпиадам.  Приведу несколько примеров упражнений, которые полезно применять на разных этапах уроков, занятий по РПС и Занимательной математике, а также внеурочных занятий.


"Составь слово.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока. После этого необходимо расположить буквы по порядку и записать слово.

 "Буквенный диктант”.

Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

"Ребусы, анаграммы”.

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания.


Еще одной формой развития творческих и познавательных способностей являются Игротеки – ставшие традиционными моем классе внеурочные занятия, на которых мы с детьми играем в развивающие настольные игры.


Предметные олимпиады и конкурсы – это интеллектуальные соревнования школьников в определенной образовательной области. Для успешного решения олимпиадных заданий необходима мобилизация всего творческого потенциала, исследовательских навыков и смекалки.

Каждый ребёнок, принимающий участие в конкурсах и олимпиадах, преследует свои определенные цели. Тем не менее, важно помнить о том, что все конкурсанты, как правило, получают свидетельства и дипломы. Это не только способствует формированию правильной самооценки, но и помогает профессиональному самоопределению, является прекрасным дополнением к аттестату или характеристике, что особенно актуально для старшеклассников при переходе на очередную ступень образования.


Традиционно к участию в олимпиадах и конкурсах привлекаются наиболее талантливые, одаренные дети. Такой подход обусловлен не только стремлением преподавателей к достижению максимального результата, но и необходимостью создания благоприятных условий для развития самых способных учеников.


Тем не менее, по моему мнению, необходимо задействовать максимальное количество учащихся в процесс подготовки и проведения олимпиад. Нужно сделать так, чтобы каждый ребенок вне зависимости от базового уровня подготовки, не только хотел, но и мог стать участником олимпиады.


Обучающиеся начальных классов нашего Лицея участвуют в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба. Почти 100 школьников являются победителями, призёрами, участниками конкурсов и награждены сертификатами, дипломами, грамотами. Это всероссийский конкурс-игра по математике «Кенгуру», всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «Пегас», «Астра», не считая массового участия в дистанционных олимпиадах.

В деле воспитания, творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных решений. У многих детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной деятельности.

В заключении мне хочется отметить, что только комплексное использование всех методов и форм работы создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления школьников, их самореализации и общественного признания.


И также хочу отметить, что подготовка к конкурсам, олимпиадам должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Важно, не воспринимать это как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа затухает.


На олимпиаде не все дети занимают призовые места и чтобы не отбить желание заниматься дальше и продолжать принимать участие в конкурсах, олимпиадах говорю:

«Если тебя не наградили, то ни коей мере не считай себя «побежденным», - олимпиада не знает такого термина!


Май, 2019 год.