Удачник. Технология обучения решению текстовых задач.

   В течение многих лет учёбы в школе детям приходится решать огромное количество задач. Сначала это задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по физике и химии.

Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе поймет основные закономерности в подходе к любой задаче, и усвоит эти закономерности, то в старших классах на уроках алгебры и геометрии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.

   У меня, как и у большинства педагогов и родителей, конечно же возник вопрос, как научить детей этим закономерностям, проще говоря, как сделать так, чтобы дети почувствовали, что решать задачи не сложно и интересно. Обобщив свой опыт и опыт моих коллег, я создала своего рода рабочую тетрадь для домашнего обучения. В основу этой рабочей тетради "Удачник" легла методика обучения решению текстовых задач, разработанная Татьяной Васильевной Шкляровой.

   Проходя поэтапно по каждому занятию, ребенок вырабатывает навык осознанного прочтения текста задачи, учится выделять основные ее части, т.е. видеть условие и вопрос, а так же распознавать задачи по типам.

   Вне зависимости от возраста и уровня подготовленности, для формирования у ребенка полной картины и выработки нужных навыков, очень рекомендую пройти все занятия с самого начала.

Рабочая тетрадь "Удачник" состоит из двух частей: 

Часть первая - знакомство с простыми математическими задачами (решаются в одно действие - сложение или вычитание). Это очень важный этап, т.к. в основе любой составной задачи в каждом из действий лежит простая задача. Научившись решать простые задачи, ребёнок с легкостью освоит и составные.

Часть вторая - обучение решению составных задач с помощью составления "цепочки рассуждений" (план решения задачи). Данный этап имеет большое значение для достижения как предметных, так и метапредметных результатов.

Итак, начнем с самого начала. Любая задача состоит из четырех частей:

1. Условие

2. Вопрос

3. Решение

4. Ответ.

Первое и второе дается ученику, а третье и четвертое ученик должен выполнить сам.

   Сначала задачу нужно внимательно прочитать, возможно и не один раз. После прочтения нужно обязательно выделить условие и вопрос. Важно, чтобы ребенок всегда понимал, о чем говорится в задаче. Для более точного понимания условия задачи нужно делать краткую запись. Да-да, именно для понимания задачи, а не потому что учитель желает усложнить жизнь своим ученикам. Составляя краткую запись, ребенок вникает в смысл задачи, выделяет в ней главное и находит вопрос.

   Есть очень полезное правило: любую задачу нужно начинать решать с конца, т.е. с главного вопроса. Решая задачу, мы "разматываем клубочек" с конца. Подробнее об этом пойдет речь во второй части.

   И самое главное! Не ждите, что выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Именно поэтому в конце каждого занятия есть рубрика "Домашний тренажер", которая содержит всякий раз более десятка однотипных заданий.

Рабочую тетрадь "Удачник" можно скачать, кликнув на картинку ниже:


Желаю УДАЧИ в решении любых задач и детям, и родителям!